Понятие аудита и аудиторской деятельности

ЭУП Электронное учебное пособие ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель Целью изучения данной темы является исследование сущности, содержания аудита, принципов его проведения. Основные задачи: раскрыть цель и задачи, общие принципы аудита; установить состав законодательно-нормативных документов, регулирующих понятие аудита и аудиторской деятельности деятельность, место аудита в системе контроля; исследовать виды аудита, услуг, сопутствующих аудиту, а также установить состав субъектов, подлежащих обязательному аудиту; определить права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Пользователи аудита Аудит появился в XIX в. В переводе с латыни «аудитор» — слушающий. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто: понятие аудита и аудиторской деятельности управлением администрация ; вкладывает деньги собственник. Администрация работает на себя, собственники хотят знать настоящее положение дел. Историческая родина аудита — Англия. Здесь в 1844 г. В России звание аудитора введено Петром Аудиторов называли также присяжными бухгалтерами. Понятие организации института аудита 1889, 1912, 1928 г. Мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. После кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации в отчетах и заключениях аудиторов. Аудит является мощным оружием против мошенничества. Этапы становления аудита I этап — до конца 1940-х гг. Во всех странах процесс получения профессии бухгалтера-аудитора очень сложный и длительный: учеба, экзамены, практика. Необходимость аудита Потребность в услугах аудитора возникает в связи со следующими обстоятельствами: возможность необъективной информации со стороны ее составителей администрации в случае конфликта между ними и пользователями этой информации собственниками, инвесторами, кредиторами ; зависимость последствий принятых решений от качества информации; необходимость специальных знаний для проверки информации; отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества. Все это приводит к тому, что появляется общественная потребность в услугах независимых экспертов, имеющих знания в этой области и разрешение на оказание данных услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации. Сущность аудита вытекает из определения его содержания, цели и документов, регулирующих аудиторскую деятельность. Пользователями аудита являются организации и физические лица, связанные с аудируемой организацией имущественными или финансовыми интересами и заинтересованные в достоверности финансовой бухгалтерской отчетности. К ним относятся: Пользователи интерес к организации. Собственники получение дивидендов, доля прибыли. Кредиторы, заимодавцы получение процентов, возврат кредитов и займов. Инвесторы доход по вкладам. Руководство организации оплата труда, социальные и другие вопросы. Покупатели получение товаров, работ, услуг. Государственные органы налоги, сборы. Правовая основа аудиторской деятельности в РФ К правовым и законодательным понятие аудита и аудиторской деятельности по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие: Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. Федерального закона от 14. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» понятие аудита и аудиторской деятельности 8 августа 2001 г. Налоговый кодекс Понятие аудита и аудиторской деятельности Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. Федеральный закон «О негосударственных пенсионах фондах» от 7 мая 1998 г. Закон РФ «О потребительской кооперации потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. Постановление Правительства Российской Федерации «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 февраля 2002 г. Положение о лицензировании аудиторской деятельности. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 12 июня 2002 г. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 3 июня 2002 г. Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации приказ МФ РФ от 12. Временное положение о порядке понятие аудита и аудиторской деятельности профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. Перечень документов, требований и условий, необходимых для обмена квалификационных аттестатов аудитора. Письмо Минфина РФ от 25 апреля 2002 г. Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Письмо Минфина РФ от 11 апреля 2002 г. Порядок предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего понятие аудита и аудиторской деятельности, аудита бирж, внебюджетных фондов инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков Приказ Минфина РФ от 27 понятие аудита и аудиторской деятельности 1999 г. Правила стандарты аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности. Утверждены Постановлениями Правительства РФ от 23. Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить несколько уровней: первый уровень — кодексы и федеральные законы п. Наконец, третий уровень включает в соответствии с федеральным законом стандарты понятие аудита и аудиторской деятельности деятельности. Законом установлены следующие основные положения: Даны определение аудита, его цели, перечень сопутствующих аудиту услуг. Дано определение аудиторской организации и установлены требования к ее количественному и качественному составу. Приведен перечень прав и обязанностей аудиторов и аудируемых лиц. Установлены критерии обязательности аудиторской проверки. Дано определение стандартов аудиторской деятельности и представлена их классификация. Определено содержание аудиторского понятие аудита и аудиторской деятельности. Установлены требования по контролю качества работы аудиторских организаций понятие аудита и аудиторской деятельности индивидуальных аудиторов. Приведены требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора и определен порядок лицензирования аудиторской деятельности. Установлена ответственность за понятие аудита и аудиторской деятельности законодательства об аудите. Аудиторская деятельность регулируется также другими федеральными законами, положения которых не должны противоречить закону «Об аудиторской деятельности». Постановления Правительства, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, составляющие нормативные документы второго уровня регулирования аудиторской деятельности, не должны противоречить Закону «Об аудиторской деятельности» и другим законам, в которых речь идет об аудите. Основные из них: Постановление Правительства «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06. Постановление Правительства РФ «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29. Важное место в регулировании аудиторской деятельности принадлежит правилам стандартам аудиторской деятельности. Сущность аудиторских стандартов определена в ст. В соответствии с этой статьей «правила стандарты аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации». Понятие аудиторской деятельности аудитаее цель, задачи Определение аудиторской деятельности аудитаее цели дано в ст. Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой бухгалтерской отчетности организаций индивидуальных предпринимателей далее понятие аудита и аудиторской деятельности аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Из определения цели вытекают основные задачи, решаемые в ходе аудита. В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, других форм отчетности, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и достоверности данных пояснительной записки, а также учитываются положения Налогового кодекса Российской Федерации. При этом определяются: полнота отражения понятие аудита и аудиторской деятельности и пассивов в бухгалтерском балансе; правильность исчисления чистой прибыли и отражения ее в отчете о прибылях и убытках; подтверждение отраженных в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций и фактов хозяйственной жизни первичными документами; соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества и соответствие самой учетной политики нормативным понятие аудита и аудиторской деятельности, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации; тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса; правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство издержек обращения и капитальных вложений. Кроме того, аудиторские организации индивидуальные аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием понятие аудита и аудиторской деятельности аудиту услуг. Аудиторским понятие аудита и аудиторской деятельности индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля ревизионный контроль и аудиторской деятельности. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в ее субъектах. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют: Счетная палата; Министерство понятие аудита и аудиторской деятельности Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Центральный банк РФ; Государственный таможенный комитет. Аудит - метод осуществления вневедомственного финансового контроля. Ревизия — составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций. Объектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры; коммерческие предприятия с государственным участием; предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет понятие аудита и аудиторской деятельности средств или получающие государственные субсидии; общественные и неправительственные организации и учреждения; предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством. Хотя аудиторская деятельность может охватывать все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров инвесторов. Основной задачей ревизии является осуществление контроля: за соблюдением государственной финансовой дисциплины и экономным использованием государственных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; пресечением хозяйственных правонарушений. Так как аудит и ревизия являются способами организации понятие аудита и аудиторской деятельности за финансово-хозяйственной деятельностью, они имеют общие черты: организационные подходы к их проведению; общая база для контроля — проверяемая документация; могут проводиться внешними аудиторами внешними ревизорамиа также внутренними аудиторами внутренними ревизорами. Несмотря на то что и аудит и ревизия входят в систему финансового контроля, выполняют многие схожие функции и являются его видами, они, тем не менее, не тождественны друг другу. Отличия аудита от ревизии: 1. По цели: аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. По характеру: аудит — предпринимательская деятельность; ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжений. По основе взаимоотношений: аудит — добровольное осуществление на основе договоров; ревизия — принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов. По принципу оплаты услуг: аудит — платит клиент; ревизия — платит понятие аудита и аудиторской деятельности звено или государственный орган. По достигнутым результатам: при аудите составляется аудиторское заключение; при ревизии — акт ревизии. Таким образом, аудиторская деятельность осуществляется наряду с понятие аудита и аудиторской деятельности финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными на то государственными органами. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой бухгалтерской отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти п. Понятие аудита и аудиторской деятельности аудита В зависимости от критериев различаются следующие виды аудита: по отношению к пользователям информации — внешний и внутренний; по отношению к требованиям законодательства — инициативный, обязательный, аудит по поручению государственных органов; по объему проверки — комплексный и тематический; по периодичности осуществления аудиторских проверок — первоначальный и периодический повторяющийся аудит. Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью понятие аудита и аудиторской деятельности оценки бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др. Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы фирмы в интересах ее руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Такую работу проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не понятие аудита и аудиторской деятельности штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита возлагается на ревизионную комиссию. Внешний аудит может быть инициативным добровольнымкогда он проводится по понятие аудита и аудиторской деятельности руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если понятие аудита и аудиторской деятельности проведение обусловлено прямым указанием в федеральных законах. Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Он проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др. Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ст. Он представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения учета и финансовой бухгалтерской отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательная аудиторская проверка может проводиться также по поручению государственных органов: органа дознания, прокурора, следователя, суда, арбитражного суда. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки. Наиболее трудоемка и ответственна полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов. Иное дело — проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета и только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если же инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит — это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии в организации. Периодический повторяющийся аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно, в течение ряда лет. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, давать более объективную оценку состояния экономического субъекта и характера его деятельности. Приведенная классификация не является исчерпывающей. Расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности. Субъекты обязательного аудита Обязательный аудит — это ежегодная обязательная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой бухгалтерской отчетности понятие аудита и аудиторской деятельности или индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. Федерального закона от 23. В соответствии со ст. По организационно-правовой форме: акционерные общества открытого типа. По виду деятельности: кредитные организации; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные фонды; внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; благотворительные иные не инвестиционные фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц. По финансовым показателям деятельности: экономические субъекты включая государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объем выручки от реализации продукции работ, услуг за год превышает в 500 000 раз установленный законодательством РФ минимальный месячный размер оплаты труда в среднегодовом исчислении за отчетный год ; сумма активов баланса превышает понятие аудита и аудиторской деятельности конец отчетного года в 200 000 раз установленный законодательством РФ минимальный месячный размер оплаты труда понятие аудита и аудиторской деятельности среднегодовом исчислении за отчетный год. Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями и соответственно не может проводиться аудиторами — предпринимателями без образования юридического лица. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных складочных капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой бухгалтерской документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации п. Федерального закона от 14. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора ст. В соответствии со ст. Первоначальной редакцией Закона «Об аудиторской деятельности» п. Предусматривалось, что взыскание этого штрафа будет производиться в судебном порядке на основании понятие аудита и аудиторской деятельности уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за правонарушение, состоящее в уклонении от проведения обязательного аудита. Однако Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об аудиторской деятельности“» от 30. Федеральных законов от 25. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством. Услуги, сопутствующие аудиту Возможность оказания таких услуг и понятие аудита и аудиторской деятельности виды даны в ст. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица далее — индивидуальные аудиторымогут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами следующих услуг: 1 постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерское консультирование; 2 налоговое консультирование; 3 анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; 4 управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; 5 правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; 6 автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; 7 оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; 8 разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 9 проведение маркетинговых исследований; 10 проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 11 обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; 12 оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Аудиторским организациям индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Рассмотрим содержание отдельных видов услуг: 1. В соответствии со ст. В этой связи аудиторские фирмы с успехом могут играть роль указанной специализированной организации. Единственным ограничением на данный вид услуг является указанная в Законе «Об аудиторской деятельности» невозможность выдачи в таких случаях заключения о достоверности отчетности предприятию, на котором аудиторская фирма ведет учет. Для ведения учета аудиторская фирма разрабатывает для клиента учетную политику, формирует рабочий план счетов бухгалтерского учета, определяет состав аналитических счетов и регистров, рекомендует форму счетоводства. Ведение учета может осуществляться как по всем видам и участкам учета полное ведение учетатак и по отдельным участкам или разделам учета учету движения материальных ценностей — такая услуга может потребоваться, если заказчик имеет складские помещения, отдаленные от центрального офиса; учету расчетов по оплате труда и др. Как правило, клиент включает в договор и такой вид услуг, как составление бухгалтерской финансовой отчетности, представление бухгалтерской финансовой отчетности и налоговых деклараций в ГНИ. Данная услуга отличается от предыдущего вида работ в основном тем, что она проводится за определенный период и носит разовый характер. Залогом того, что понятие аудита и аудиторской деятельности работа будет выполнена своевременно и качественно, является предоставление заказчиком всех первичных и прочих необходимых документов, а также использование программного обеспечения с понятие аудита и аудиторской деятельности системой настройки автоматических проводок. Гибкая система настройки позволит устанавливать рациональные виды учетных решений на определенных этапах восстанавливаемого периода. Восстановление учета — довольно сложная процедура, поэтому она проводится наиболее квалифицированными специалистами аудиторских фирм, что не исключает привлечения специалистов-операторов для введения в память компьютера типовых хозяйственных операций. Этот вид услуг включает в себя комплекс мероприятий и прежде всего определение долговременной учетной политики, выбор формы бухгалтерского учета, подбор понятие аудита и аудиторской деятельности технических средств, формирование структуры бухгалтерской службы, разработку графика документооборота и должностных инструкций для бухгалтерского персонала. В результате проведения этих мероприятий принимается решение об организации бухгалтерского учета у заказчика. Сама по себе понятие аудита и аудиторской деятельности услуга носит разовый характер, поэтому разработанная отдельными аудиторскими фирмами типовая технология организации бухгалтерского финансового, управленческого учета пользуется наибольшим спросом у понятие аудита и аудиторской деятельности создаваемых предприятий. Составление бухгалтерской финансовой отчетности. Данный вид работ может явиться либо следствием уже проведенного аудиторской фирмой комплекса работ по ведению бухгалтерских регистров, либо быть самостоятельным видом работ аудиторской фирмы — составление отчетности по данным бухгалтерских регистров, представленных заказчиком. Данные понятие аудита и аудиторской деятельности включают подготовку разъяснений в устной и письменной форме по вопросам налогообложения, правильности наложения и расчета понятие аудита и аудиторской деятельности штрафных санкций за нарушения налогового законодательства рекомендаций по организации первичного понятие аудита и аудиторской деятельности, учетных решений, соответствующих заключенным предприятием организацией, учреждением хозяйственным договорам понятие аудита и аудиторской деятельности. В объеме сопутствующих услуг значительное место особенно в последнее время занимает анализ финансово-хозяйственной деятельности. Результаты анализа позволяют администрации определить резервы роста эффективности коммерческой деятельности, факторы роста прибыли и повышения финансовой устойчивости организации подробнее понятие аудита и аудиторской деятельности в разд. В соответствии с подп. Независимость — принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Честность — принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также в следовании общим нормам морали. Объективность — принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и при формировании суждений, выводов и заключений. Профессиональная компетентность — принцип аудита, означающий, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное и качественное оказание профессиональных услуг. Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности. Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии третьим лицам или разглашать их содержание без письменного согласия руководства собственника фирмы-клиента. Профессиональное поведение — принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу. Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма. Это подразумевает, что не следует принимать на веру все доказательства, получаемые в ходе аудиторской проверки, как от руководства работников фирмы-клиента, так и от третьих лиц. Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью Такие ограничения установлены ст. Аудиторским организациям индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Аудит не может осуществляться: аудиторами, являющимися учредителями участниками аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой бухгалтерской отчетности; б аудиторами, состоящими с учредителями участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой бухгалтерской отчетности, в близком родстве родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов ; в аудиторскими организациями, руководители иные должностные лица которых являются учредителями участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой бухгалтерской отчетности; г аудиторскими организациями, руководители иные должностные лица которых состоят в близком родстве родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов с учредителями участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой бухгалтерской отчетности; д аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями участникамив отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями участникамив отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей участников ; е аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами, оказавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой бухгалтерской отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям индивидуальным аудиторам за проведение аудита в том числе обязательного и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы понятие аудита и аудиторской деятельности ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита. Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные выше, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором аудиторской фирмой от экономического субъекта-заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора аудиторской фирмы все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором аудиторской фирмой. Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Права и обязанности аудиторов Они определены в ст. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации индивидуальные аудиторы вправе: 1 самостоятельно определять формы и методы проведения аудита; 2 проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации; 3 получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; 4 отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении понятие аудита и аудиторской деятельности случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки понятие аудита и аудиторской деятельности, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемого лица. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации индивидуальные аудиторы обязаны: 1 осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Понятие аудита и аудиторской деятельности Федерации и настоящим Федеральным законом; понятие аудита и аудиторской деятельности представлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; 3 в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг; 4 обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласования аудируемого лица или лица, заключившего договор на оказание аудиторских услуг. Права и обязанности аудируемых лиц Они определены в ст. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо или лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе: 1 получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; 2 получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг; 3 осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо или лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано: 1 заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; 2 создавать аудиторской организации индивидуальному аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям индивидуальным аудиторам в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц; 3 не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки; 4 оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой бухгалтерской отчетности; 5 своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций индивидуальных аудиторов в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случаях неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам; 6 исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных понятие аудита и аудиторской деятельности на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций Содержание аудиторской тайны определено в ст. Понятие аудита и аудиторской деятельности организации индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций или индивидуальных предпринимателей, в понятие аудита и аудиторской деятельности которых осуществлялся аудит понятие аудита и аудиторской деятельности оказывались сопутствующие аудиту услуги. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона иных нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной понятие аудита и аудиторской деятельности Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности. Ответственность аудиторов Эта ответственность установлена пп. Аудиторские организации их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленного Федеральным законом. Выводы В результате изучения данной темы студенты должны: 1 знать содержание, принципы аудита, законодательно-нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность; 2 уметь применять основные положения и принципы аудиторской деятельности при проведении аудита на предприятиях и в организациях. Вопросы для самопроверки Что представляет собой аудиторская деятельность аудит в Российской Федерации? Какими основными нормативными документами регулируется аудиторская деятельность в Российской Федерации? Какие виды контроля вы знаете? Дайте их краткую характеристику. Каковы основные цели и задачи аудиторской деятельности? Дайте определение сопутствующих аудиторских услуг. Назовите нормативные документы, которые определяют сущность и требования к сопутствующим аудиту видам услуг. Охарактеризуйте основные сопутствующие аудиту виды услуг. Перечислите основные критерии проведения обязательного аудита. Назовите основные экономические субъекты, подлежащие понятие аудита и аудиторской деятельности аудиту согласно федеральным законам Российской Федерации. Какую ответственность может нести аудиторская организация за неквалифицированное проведение аудиторской проверки? В чем заключается ответственность экономических субъектов за уклонение от проведения понятие аудита и аудиторской деятельности аудита? Дайте характеристику принципов аудита. Какой вид аудита должен сопровождаться страхованием риска неисполнения договора? Литература Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил стандартов аудиторской деятельности» от 23. Постановлений Правительства РФ от 04. Общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов инвестиционных институтов: Учеб. Международные стандарты аудита: Учеб.В России, избравшей путь рыночной экономики, появились и действуют принципиально новые государственные и негосударственные органы экономического контроля. В Советском Союзе негосударственные органы экономического контроля также функционировали, например, Комитеты народного контроля союзныйреспубликанские и местныеа также органы партийного контроля при соответствующих региональных Комитетах КПСС. Однако, по существу, эти формально негосударственные органы экономи ческого контроля являли собой элементы единой командноадминистративной системы управления. Принципиально иным, понятие аудита и аудиторской деятельности перспективным и эффективным ви дом экономического контроля в условиях становления российского рынка является независимый аудиторский контроль. Независимый контроль проводится частными аудиторами и аудиторскими фирмами, осу ществляющими свою деятельность с одной стороны, — на основе государственной лицензии Министерства финансов РФ, а с другой стороны, — на договорной коммерческой основе за счет заказчика — клиента. В от дельных случаях аудиторские проверки могут осуществляться за счет бюджетных средств по поручению заказу соответствующих государст венных органов. Аудит — это независимая экспертиза финансовой отчетности ор ганизации на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности организации. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения. Термин аудит происходит от латинского audioчто означает — слушатель. Так в старинных духовных учебных заведениях именовали отлично успевающего ученика, которому учителя поручали доверитель ную понятие аудита и аудиторской деятельности других учащихся, и он их слушал — как они усвоили пройденное, а также проверял качество выполненных заданий. Это пока зывает особую доверительность аудитора со своими клиентами и означает его внимательность, понятие аудита и аудиторской деятельности, участливость, заинтересованность в делах заказчика, пользующегося услугами аудитора. Аудиторская деятельность представляет собой предприниматель скую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению неза висимых вневедомственных проверок бухгалтерской финансовой отчетности, платежнорасчетной документации, правильности ведения бухгалтерского учета и его соответствия действующему законодательству, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требова ний экономических понятие аудита и аудиторской деятельности, а также по оказанию иных аудиторских услуг. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. N 119ФЗ, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлен ии ау диторской деятельности. Наряду с федеральным законодательством о бухгалтерском учете, налогообложен ии и ау диторской деятельности, в своей работе аудиторы опираются на разработанные и утвержденные Стандарты аудиторской деятельности, составляющие нормативную базу аудита. Кроме того, аудиторскими фирмами разрабатываются собственные внутрифирменные стандарты с учетом своей специфики и накопленного практического опыта. Согласно российскому Законодательству: Аудиторская понятие аудита и аудиторской деятельности Аудит — предпринимательская деятельность понятие аудита и аудиторской деятельности независимой проверке бухгалтерского учета и финан совой бухгалтерской отчетности организаций индивидуальных предпринимателей аудируемых лиц. Аудитор — физическое лицо, осуществляющее аудиторскую дея тельность, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и понятие аудита и аудиторской деятельности квалифика ционный аттестат аудитора Министерства Финансов. Аудитор осуществляет аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданскоправового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой бухгалтерской отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если: S организация имеет организационноправовую форму открытого акционерного общества; S организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фон дом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; п»ї S объем выручки организаций в т. Таким образом, одна из важнейших особенностей аудиторского рынка состоит в том, что предприятия вынуждены обращаться за аудиторскими услугами. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в государственных унитарных предприятиях, заключение договоров оказания аудиторских услуг долж но осуществляться преимущественно по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации для Федеральных государственных унитарных предприятий ФГУПАдминистрациями Субъектов Федера ции понятие аудита и аудиторской деятельности для республиканских, краевых, областных и окружных ГУПов. Аудиторский контроль как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в России подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторами и ау диторскими фирмами на основе заказов договоров с предприятиями и организациями — заказчиками. В соответствии с Федеральным законом Об аудиторской деятельности аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом объекте никаких интересов — не являются понятие аудита и аудиторской деятельности, собственниками, акционерами, руководителями иными должностными лицами аудируемого объекта, не состоят в родстве ро дители, супруги, братья, сестры, дети с руководством проверяемой организации и не связаны с ним служебными отношениями. Нельзя проводить внешний аудит и в отношении субъектов, которые являются в свою очередь учредителями аудиторской фирмы, филиалами или представи тельствами, а также в отношении тех клиентов аудиторской фирмы, ко торым до проверки оказывались услуги по восстановлению и ведению учета и составлению финансовой отчетности. Результаты внешнего аудита должны быть представлены в виде аудиторского заключения, составленного и представленного как заказчику и его акционерам участникам понятие аудита и аудиторской деятельности, так и в соответствующий налого вый орган. Представление в налоговый орган аудиторского заключения является прерогативой тех клиентов, которые являются объектами обязательного внешнего независимого аудита. Клиенты заказчики самостоятельно выбирают аудитора или аудиторскую фирму для проведения проверки. В особых случаях, предусмотренных Федеральным законом Об аудиторской деятельности аудитора или аудиторскую фирму могут пригласить, привлечь для проверки какоголибо предприятия фирмы не его руководители, акционеры или иные собственники, а соответ ствующие государственные органы, например, судебные или прокуратура. В этом случае заказчиком выступает государство, а оплата аудитор ской работы осуществляется из бюджетов различных уровней. Внутренний аудит подразумевает проверку финансовохозяйст венной деятельности предприятий организаций специальной службой, входящей в их структуру на правах одного из подразделений отдела, службы или их отдельными работниками специалистами. То есть, говоря другими понятие аудита и аудиторской деятельности, внутренний аудит — это по сути дела внутрихозяйственный контроль. Но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом. Специалисты, занимающиеся внутренним аудитом своего пред приятия и подчиняющиеся его руководству, не обязаны проходить процедуры обязательной аттестации и лицензирования, как аудиторы, занимающиеся внешним аудитом. Однако их роль на крупных предприятиях, в банках и крупных компаниях достаточно велика, поэтому для работы по внутреннему аудиту подбирают высококлассных специалистов, подлинных профессионалов, досконально ориентирующихся во всех тонко стях и нюансах своего дела, владеющих навыками ревизора и контролера, знающих специфику деятельности своего предприятия фирмы. Поскольку законы понятие аудита и аудиторской деятельности правительство, аудитор лишь обязан знать и придерживаться их, то аудиторская проверка является услу гой, единой для всех аудиторских компаний. В этом смысле, аудиторский рынок сильно отличается от потребительского, где возможности для творчества в области новых товаров практически не ограничены. В этом же случае основная услуга четко определена, а творчество возможно лишь в области вспомогательных услуг. Можно сделать вывод, что отличительной чертой аудиторского рынка является четкое определение вида и содержания понятие аудита и аудиторской деятельности то вара, единого для всех участников этого рынка. Таким товаром является аудиторская проверка, проводимая в соответствии с существующи ми законами. Отсюда следует, что аудиторские компании могут конкурировать между собой лишь по трем направлениям: по качеству и квалифицированности аудиторских проверок, по их стоимости, а также по спектру вспомогательных услуг.

См. также