Профессиональная деятельность педагога

Но при этом уровень профессиональной компетентности воспитателей, учителей, уровень сформированности у них таких профессиональная деятельность педагога как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Проблема профессиональная деятельность педагога том, что процесс профессиональной подготовки будущего специалиста требует доработки, т. Также следует отметить, что профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо учиться, повышать свое педагогическое профессиональная деятельность педагога и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности, т. Однако не все педагоги понимают это и уделяют внимание своему дальнейшему профессиональному и личностному развитию. Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, ведь он касается великой силы воздействия личности педагога на развитие подрастающего поколения и требуют изучения исследования. Объект исследования — профессиональная деятельность педагога в современной образовательной практике. Предмет исследования - педагогические умения и совокупность личностных качеств педагога как необходимое условие успешной профессиональная деятельность педагога деятельности. Цель исследования — профессиональная деятельность педагога у педагогов базовых личностных качеств, способствующих осуществлению успешной профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность педагога профессиональной деятельности педагога определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности. Вопросу о том, каким должен быть современный педагог посвящено огромное количество статей, книг, очерков. Все мнения разносторонни интересны по-своему. Но главное - педагог - не только профессия, суть которой транслировать для подрастающего поколения знания и опыт, а высокая миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. Учитывая руководящую роль педагога в этой деятельности, общество всегда профессиональная деятельность педагога к нему высокие требования. Эти требования носят объективный характер. В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности. Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов профессиональная деятельность педагога личностных качеств, профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, духовные потребности интересы педагога, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Педагогическое призвание, в отличие от педагогического интереса, означает склонность к педагогической деятельности, т. Наличие профессиональная деятельность педагога призвания можно выявить только в ходе педагогической деятельности, оно формируется в процессе накопления творческого и практического опыта. К профессиональной направленности относятся также педагогический долг и профессиональная деятельность педагога, самоотверженность. Взаимоотношения педагога с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга, составляют сущность педагогического такта. Тактика поведения состоит в том, чтобы выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, и определяется личностными качествами педагога. Личностные качества педагога проявляются через педагогические умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, прогностические и специальные умения. К гностическим умениям относят группу умений, с помощью которых педагог изучает ребенка, его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия, коллектив в целом, воспитательные возможности семьи. Изучение ребенка — основа понимания педагогом его профессиональная деятельность педагога мира. Она дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания и обучения. Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования целостного педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ребенку с учетом особенностей его развития. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев, праздников и тому подобное. Организаторские умения включают в себя мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения. Мобилизационные умения — привлечение внимания детей и развитие у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности, формирование потребности в знаниях. Информационные умения — изложение профессиональная деятельность педагога, познавательной информации, а также формирование у детей навыков ее самостоятельного поиска. Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, привитие устойчивого интереса к учебной, познавательной деятельности; организация совместной творческой деятельности для профессиональная деятельность педагога социально значимых качеств личности. Состав прогностических умений можно представить как выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения, предвидение результатов, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического процесса, педагогическое прогнозирование. В данную группу умений можно включить и рефлексивные умения. Это способность к самоанализу проделанной работы, оценке результатов, соотнесению их с поставленной целью. Группа специальных умений включает в себя умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из бросового материала, показывать кукольный театр профессиональная деятельность педагога проявляется в творчестве. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и с коллективом, с родителями, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных профессиональная деятельность педагога, нахождении общего с ними языка, толерантности, оптимизма. Эти умения помогают воспитателю, учителю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива. Организация общения требует от педагога владения технологией осуществления коммуникаций: владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика и жестикуляция, умение управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние, владеть техникой интонирования для выражения разных чувств. Межличностное взаимодействие в педагогическом процессе включает внутреннюю педагогическое отношение и внешнюю педагогическое общение стороны. Типы педагогического отношения педагога к детям: Устойчиво-положительный тип характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Преобладает положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой педагог действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимой, он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен. Пассивно-положительный тип проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в обращении с воспитанниками. Неустойчивый тип характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации. Открыто-отрицательный тип характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе. Всем своим поведением педагог как бы подчеркивает, насколько он выше детей, создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и педагогом такого типа может возникнуть психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования. Пассивно-отрицательный тип характеризуется профессиональная деятельность педагога отрицательной направленностью педагога к детям, к педагогической деятельности. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен. В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Важна и форма общения. Для демократичной формы характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные профессиональная деятельность педагога воспитуемых, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения. Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко. Каждая форма общения и профессиональная деятельность педагога оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Пагубное воздействие авторитарности профессиональная деятельность педагога выразиться и в депривации подавлении через отсутствие стимуляции потребности детей в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима ребенку. В общении с детьми авторитарный стиль не просто нежелателен, а недопустим. Таким образом, профессиональная деятельность педагога личностные качества и умения как профессионально значимые и обязательные, реализуясь в деятельности педагога, обеспечивают ему успешность в профессиональной сфере, что подтверждают практические исследования. В рамках курсового проектирования студентами Бийского педагогического колледжа осуществлено исследование базовых личностных качеств воспитателей одного из детских дошкольных учреждений г. Изучались личные дела воспитателей, проводились целенаправленные наблюдения за работой воспитателей на занятиях, при проведении режимных процессов, на праздниках и развлечениях, использовались диагностические методы: тесты и опросы на выявление профессиональная деятельность педагога способностей, уровня общительности, интеллектуального развития, на определение уровня профессионализма педагога в целом профессиональная деятельность педагога др. Первый этап: сбор общих сведений о воспитателях детского дошкольного учреждения - в каком образовательном учреждении проходили профессиональную подготовку, по какой специальности профессиональная деятельность педагога как нередко в детских садах работают воспитатели, не имеющие специального образованияповышают ли уровень профессиональной компетентности т. На втором этапе проведена диагностика уровня сформированности педагогических умений и личностных качеств воспитателей. Заключительный этап: сопоставление результатов диагностики и общих сведений о воспитателях, вывод о том, что базовые личностные качества определяют успешность профессиональной деятельности. Так, исследовав личностные особенности педагога, отмечалось: у опытного, творческого, общительного, чуткого воспитателя складываются хорошие, доверительные отношения с детьми, их родителями и коллегами по работе; все виды деятельности, начиная с режимных моментов и заканчивая занятиями, праздниками, у них проходят методически верно, а главное — творчески, интересно и необычно. Такую профессиональную деятельность можно считать успешной. Если же у педагога не достаточно сформированы те или иные педагогические умения и личностные качества, то профессиональная деятельность педагога определенные пробелы в работе: либо воспитатель испытывает трудности в общении с детьми, либо возникают сложности при построении и организации воспитательно-образовательного процесса. Поэтому необходимой рекомендацией таким воспитателям будет только одно — совершенствовать свои умения и личностные качества, заниматься самообразованием, и тогда есть реальный шанс стать хорошим, грамотным педагогом. Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном педагогическом творчестве обеспечат ее успешность. Список литературы Андриади Введение в педагогическую деятельность. Человек как предмет воспитания. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».

См. также